Глава 6.

Дополнительные средства формирования чертежей

6.1. Работа с блоками и атрибутами

Пакет AutoCAD 2002 предоставляет пользователю различные способы работы с данными в чертежах. В том случае, когда в чертеже часто встречается одна и та же группа объектов (крепежные изделия, подшипники, уплотнения и т. п.) целесообразно использовать блоки. Блоки — это именованные объекты, состоящие из любого количества примитивов системы AutoCAD. Блоки можно создавать, модифицировать, удалять, переименовывать и переносить на другой чертеж. При необходимости блок можно расчленить на исходные объекты (примитивы).

Одно из преимуществ использования блоков - уменьшение размера файла чертежа. Описание блока сохраняется только один раз, а его повторения представлены в базе данных чертежа как ссылки на исходный элемент.

Возможны два типа блоков: локальные и автономные.

Локальные блоки входят в состав того чертежа, в котором они были созданы, и не могут быть перенесены в другой чертеж.

Автономные блоки хранятся в виде отдельного файла чертежа и могут быть использованы в других чертежах.

Кроме того, перенос объектов из одного файла чертежа в другой возможен и через буфер обмена Windows. Этот способ позволяет переносить объекты без изменения их свойств или с масштабированием, но не способствует экономии памяти.

Создание локальных блоков

Команда: BLOCK

Назначение:

Создание локального блока из объектов текущего чертежа. Вызов команды:

Командная строка: BLOCK (В)

Выпадающее меню: Draw > Block > Make

Инструментальная панель: Draw > Make Block

В ответ на команду система открывает диалоговое окно Block Definition (рис. 6.1), средствами которого можно сформировать блок из существующих примитивов чертежа. Окно содержит поле ввода, три панели, два раскрывающихся списка и кнопку Hyperlink.

Рис. 6.1. Создание описания блока

Панель Base Point позволяет определить на изображении блока базовую точку. Базовой называется точка, используемая для вставки блока. Панель содержит три поля ввода и кнопку.

Панель Object позволяет выбрать объекты чертежа, подлежащие включению в блок. Панель содержит три кнопки выбора, информационное поле и две кнопки.

Панель Preview icon управляет процессом создания изображения блока для предварительного просмотра в AutoCAD Designer-Center. Панель содержит две кнопки выбора и информационное поле.

Замечания

  1. Блок может быть вставлен многократно.
  2. Если под старым именем будет создан новый блок, то все существующие в чертеже блоки с этим именем будут обновлены. Иными словами, если в чертеже есть повторяющиеся фрагменты, из которых образованы блоки, то произойдет их синхронное изменение.
  3. Если перед именем команды ввести префикс <->, то диалог с системой будет осуществляться в командной строке. Этот прием можно использовать при последовательном создании нескольких блоков.

Создание автономных блоков

Команда: WBLOCK

Назначение:

Создание автономного блока. Вызов команды:

Командная строка: WBLOCK (W)

В ответ на команду система открывает диалоговое окно Write Block (рис. 6.2), средствами которого можно сформировать автономный блок из существующих примитивов чертежа или локального блока. Окно содержит четыре панели.

Рис. 6.2. Создание автономного блока

Панель Source позволяет задать способ определения автономного блока. Она содержит кнопки для выбора способа определения автономного блока, раскрывающийся список и две панели Objects и Base point.

Панель Objects позволяет выбрать на чертеже объекты для включения в автономный блок. Она содержит информационное поле, две кнопки для отбора объектов и три кнопки выбора способа преобразования отобранных объектов после включения их в состав автономного блока.

Панель Base point позволяет задать положение базовой точки автономного блока. Она содержит кнопку для задания базовой точки графическим курсором и поля ввода координат точки.

Панель Destination позволяет определить размещение автономных блоков. Она содержит поле ввода и два раскрывающихся списка.

Определение базовой точки блока

Команда: BASE

Назначение:

Определяет базовую точку для последующей вставки текущего чертежа в виде блока.

Вызов команды:

Командная строка: BASE

Выпадающее меню: Draw > Block > Base

В ответ на команду система выдает первый запрос:

Enter base point <0.0000,0.0000,0.0000>:

Укажите базовую точку <значение по умолчанию>:

Возможные ответы:

Замечания

  1. Тот же самый результат можно получить путем ввода значения системной переменной INSBASE.
  2. На точки вставки локальных блоков команда не влияет.

Определение атрибутов блока

Атрибут — специальный объект AutoCAD, связанный с блоком. Атрибут используется для хранения вместе с блоком отдельных текстовых строк. При вставке блока эти строки можно редактировать, т. е. однажды создав блок, в который входит атрибут, с каждой вставкой блока в чертеж изменять текст. Распространенный пример использования атрибутов — заполнение основной надписи чертежа.

Команда: ATTDEF

Назначение:

Определение атрибутов блока.

Вызов команды:

Командная строка: ATTDEF (ATT)

Выпадающее меню: Draw > Block > Define Attributes

В ответ на команду система открывает диалоговое окно Attribute Definition (рис. 6.3). Окно содержит четыре панели и кнопку-переключатель.

Рис. 6.3. Определение атрибутов блока

Панель Mode позволяет задать режим, характеризующий состояние атрибута. Панель содержит четыре кнопки выбора.

Панель Attribute позволяет задать имя и значение атрибута. Панель содержит три поля ввода.

Панель Insertion point позволяет выбрать способ задания координат точки вставки атрибута: указание на чертеже или ввод числовых значений координат. Панель содержит кнопку и три поля для ввода числовых значений координат точки.

Панель Text Options позволяет выбрать параметры форматирования текста при выводе значения атрибута на чертеже. Панель содержит два раскрывающихся списка и два поля ввода.

Замечания

  1. Если создаются несколько атрибутов в одном блоке, то при создании второго и всех последующих атрибутов рекомендуется устанавливать флажок Align below previous attribute, разрешающий режим выравнивания по предыдущему атрибуту.
  2. Перед созданием блока атрибуты можно редактировать с помощью команд PROPERTIES и DDEDIT.
  3. После вставки блока и установки значений атрибутов их можно редактировать с помощью команд EATTEDIT и BATTMAN.

Редактирование атрибутов

Команда: EATTEDIT

Назначение:

Служит для редактирования атрибутов блока. Вызов команды:

Командная строка: EATTEDIT

Выпадающее меню: Modify > Object > Attribute > Single...

Инструментальная панель: Modify II -> Edit Attribute

Первый запрос системы в ответ на команду:

Select Block:

Выберите блок:

Ответ:

укажите блок любым известным способом.

После указания блока система открывает диалоговое окно Enhanced Attribute Editor. Окно содержит три вкладки, информационное поле и кнопку Select Block.

Вкладка Attribute позволяет изменить значение любого атрибута выбранного блока. Вкладка содержит поле ввода и таблицу, содержащую информацию о всех атрибутах блока. В столбцах таблицы представлены имя атрибута (Tag), подсказка (Prompt) и установленное значение атрибута (Value).

Вкладка Text Options позволяет изменить параметры форматирования текста атрибута, выделенного в таблице вкладки Attribute. Вкладка Text Options содержит четыре поля ввода, два раскрывающихся списка и две кнопки-переключателя.

Вкладка Properties позволяет изменить свойства атрибута, выделенного в таблице вкладки Attribute, которые влияют на его отображение. Вкладка Properties содержит пять раскрывающихся списков.

Команда: BATTMAN

Назначение:

Служит для редактирования атрибутов блока.

Вызов команды:

Командная строка: BATTMAN

Выпадающее меню: Modify > Object > Attribute > Block Attribute Manager

Инструментальная панель:Modify II > Block Attribute Manager

В ответ на команду система открывает диалоговое окно Block Attribute Manager (рис. 6.4). Окно содержит раскрывающийся список, кнопку выбора блоков, список, информационное поле и шесть кнопок управления.

Рис. 6.4. Диалоговое окно Block Attribute Manager

Рис. 6.5. Редактирование атрибута блока

Вкладка Attribute позволяет изменить параметры и состояние выбранного атрибута блока. Вкладка содержит две панели.

Панель Mode управляет состоянием атрибута блока. Она содержит четыре кнопки-переключателя.

Вкладка Text Options диалогового окна Edit Attribute в точности повторяет уже рассмотренную одноименную вкладку диалогового окна Enhanced Attribute Editor (рис. 6.5), Здесь можно внести изменения в параметры текстовых свойств атрибута блока.

Вкладка Properties диалогового окна Edit Attribute в точности повторяет уже рассмотренную одноименную вкладку диалогового окна Enhanced Attribute Editor . Здесь можно изменить параметры атрибута блока, которые влияют на его отображение.

Панель Display in List управляет отображением параметров атрибута блока в таблице их свойств и значений. Она содержит пятнадцать кнопок-переключателей и кнопки Select All, Clear All, с помощью которых можно установить или снять все флажки одновременно.

Извлечение атрибутов блока

Команда: ЕАТТЕХТ

Назначение:

Служит для извлечения данных из атрибутов в формате Microsoft Excel (XLS), Microsoft Access (MDB) или разделенного запятыми текста (CSV).

Рис. 6.6. Настройка содержания для таблицы атрибутов блока

Вызов команды:

Командная строка: ЕАТТЕХТ

Выпадающее меню: Tools и Attribute Extraction...

Инструментальная панелы Modify II > Attribute Extract

В ответ на команду система запускает специальную программу - мастер извлечения данных из атрибутов Enhanced Attribute Extract. После запуска программы система открывает диалоговое окно Select Drawing (рис. 6.7), с помощью которого можно определить исходные чертежи для сбора информации. Окно содержит две панели и информационное поле.

Информационное поле отображает последовательность действий пользователя при извлечении атрибутов блоков.

Панель Drawings управляет отбором блоков. Панель содержит три кнопки выбора, информационное поле и две кнопки.

Рис. 6.7. Извлечение информации из атрибутов блока: диалоговое окно Select Drawing

Панель Drawing Files содержит имена файлов чертежей, из которых необходимо извлечь информацию. В таблице приводится имя файла чертежа, его размер и дата последней модификации.

Диалоговое окно Select Drawing закрывается при нажатии на клавишу Next. После нажатия клавиши система открывает следующее диалоговое окно Settings (рис. 6.8), с помощью которого можно разрешить сбор информации из файлов внешних ссылок и вложенных блоков. Окно содержит две кнопки-переключателя.

Клавиша Next закрывает диалоговое окно Settings и открывает следующее диалоговое окно Use Template (рис. 6.9), с помощью которого можно выбрать предварительно созданный файл шаблона. Файлы шаблонов сохраняют информацию о том, какие атрибуты и блоки должны извлекаться из чертежей. Окно содержит две кнопки выбора и кнопку.

Рис. 6.8. Извлечение информации из атрибутов блока: диалоговое окно Settings

Клавиша Next закрывает диалоговое окно Use Template и открывает следующее диалоговое окно Select Attributes (рис. 6.10), с помощью которого можно выбрать необходимые блоки и атрибуты. Окно содержит две панели.

Панель Blocks управляет отбором блоков. Панель содержит список и две кнопки.

Панель Attributes for Block управляет отбором атрибутов блоков. Панель содержит список и две кнопки.

Рис. 6.9. Извлечение информации из атрибутов блока: диалоговое окно Use Template

Рис. 6.10. Извлечение информации из атрибутов блока: диалоговое окно Select Attributes

Клавиша Next закрывает диалоговое окно Select Attributes и открывает следующее диалоговое окно View Output (рис. 6.11), с помощью которого можно выбрать необходимые блоки и атрибуты. Окно содержит панель и две кнопки.

Рис. 6.11. Извлечение информации из атрибутов блока: диалоговое окно View Output

Панель представляет собой таблицу, отображающую блоки и атрибуты, которые будут извлечены. Панель содержит список.

Клавиша Next закрывает диалоговое окно View Output и открывает следующее диалоговое окно Save Template, с помощью которого можно сохранить информацию в файле шаблона. Окно имеет кнопку Save Template, которая открывает соответствующее диалоговое окно.

Клавиша Next закрывает диалоговое окно Save Template и открывает следующее диалоговое окно Export (рис. 6.12), с помощью которого можно сохранить информацию для дальнейшего использования. Окно имеет поле ввода, раскрывающийся список и кнопку.

Рис. 6.12. Извлечение информации из атрибутов блока: диалоговое окно Export

Вставка блока

Чтобы получить желаемый результат при вставке блока, при его создании необходимо учитывать, какой слой является текущим.

Если блок создавался на любом слое (кроме слоя с именем 0) с цветом, типом и толщиной линий, заданных явным указанием, то при вставке его будет получен следующий результат:

Если блок создавался на любом слое (кроме слоя с именем 0) с цветом, типом и толщиной линий, заданных ByLayer, при вставке его будет получен следующий результат:

Если блок создавался на любом слое (кроме слоя с именем 0) с цветом, типом и толщиной линий, заданных ByBlock, при вставке его будет получен следующий результат:

Если блок создавался на слое с именем 0 с цветом, типом и толщиной линий, заданных ByLayer или ByBlock, при вставке его будет получен следующий результат:

Команда: INSERT

Назначение:

Служит для вставки ранее определенных блоков.

Вызов команды:

Командная строка: INSERT (I)

Выпадающее меню: Insert > Block

Инструментальная панель: Draw > Insert Block

В ответ на команду система открывает диалоговое окно Insert (рис. 6.13). Окно содержит три панели, раскрывающийся список, информационное поле и кнопку-переключатель.

Рис. 6.13. Диалоговое окно вставки блоков

Панель Insertion point позволяет выбрать способ задания координат точки вставки блока (точки, с которой будет совмещена базовая точка, созданная при формировании блока): указание на чертеже или ввод числовых значений координат. Панель содержит кнопку-переключатель и три поля для ввода числовых значений координат точки.

Specify insertion point or [Scale/X/Y/Z/Rotate/PScale/ PX/PY/

PZ/PRotate]:

Укажите точку вставки или ...:

Панель Scale позволяет выбрать способ задания коэффициентов масштабирования при вставке блока: указание на чертеже или ввод числовых значений. Панель содержит две кнопки-переключателя и три поля для ввода числовых значений масштаба по осям координат.

Enter X scale factor, specify opposite corner, or [Corner/XYZ] <1>:

Укажите масштаб по оси X, укажите противоположный угол или ...<значение по умолчанию>:

Enter Y scale factor <use X scale factor>:

Укажите масштаб по оси Y (по умолчанию равен масштабу по оси X):

Панель Rotation позволяет выбрать способ задания при вставке блока угла поворота относительно номинального его положения: указание на чертеже или ввод числового значения. Панель содержит кнопку-переключатель и поле ввода числового значения угла поворота.

Specify insertion point or [Scale/X/Y/Z/Rotate/PScale/ PX/PY/ PZ/PRotate]:

Укажите точку вставки или ...:

Specify rotation angle <0>:

Укажите угол поворота <значение по умолчанию>:

Замечания

  1. Если ввести отрицательный коэффициент масштабирования для оси абсцисс X, то вставляемый блок зеркально отразится относительно оси ординат Y.
  2. Если ввести отрицательный коэффициент масштабирования для оси ординат Y, то вставляемый блок зеркально отразится относительно оси абсцисс X.

Расчленение блока

Иногда необходимо изменить только один из множества подобных блоков, не меняя остальные. Для этого требуется расчленить блок на исходные объекты, а затем модифицировать некоторые из них. Расчленение блока производится командой EXPLODE.

Команда: EXPLODE

Назначение:

Служит для расчленения блоков.

Вызов команды:

Командная строка: EXPLODE (X)

Выпадающее меню: Modify > Explode

Инструментальная панель: Modify > Explode

Первый запрос системы в ответ на команду:

Select objects:

Выберите объекты:

Ответ:

укажите объект любым известным способом.

Select objects:

Выберите объекты:

Система повторяет подобные запросы неограниченное количество раз, до тех пор пока пользователь не нажмет клавишу ENTER.

Замечания

  1. Команда позволяет выбрать объекты как после, так и до ее задания.
  2. При расчленении блоков, созданных на слое с именем 0 или со свойствами ByBlock объектам назначается черный цвет, тип линии Continuous и толщина линии Default.
  3. Нельзя расчленить блоки, вставленные командой MINSERT.

Команда: XPLODE

Назначение:

Служит для контролируемого расчленения блоков.

Вызов команды:

Командная строка: XPLODE (XP)

Первый запрос системы в ответ на команду:

Select objects to XPIode.

Select objects:

Выберите объекты:

Ответ:

укажите объекты любым известным способом.

Второй запрос системы в ответ на команду при выборе нескольких объектов:

Enter an option [Individually/Globally] <Globally>:

Выберите параметр [I/С]<значение по умолчанию>:

Ответ:

I используется для применения команды к каждому выбранному блоку индивидуально; G используется для применения команды ко всем выделенным блокам.

Следующий запрос системы в ответ на команду при выборе нескольких объектов:

Enter an option [AII/Color/LAyer/LType/lnherit from parent block/ Explode] <Explode>:

Выберите параметр или ...<значение по умолчанию>:

Ответ:

А используется для управления всеми свойствами объектов блока после его разрушения;

С используется для управления цветом объектов блока после его разрушения; при этом система инициирует дополнительный запрос:

Enter new color for exploded objects.

[Red/Yellow/Green/Cyan/Blue/Magenta/White/BYLayer/

BYBIock] <BYLAYER>:

Укажите новый цвет для объектов блока после его разрушения..<значение по умолчанию>:

LA используется для управления принадлежностью к слою объектов блока после его разрушения; при этом система инициирует дополнительный запрос:

Enter new layer name for exploded objects <current>:

Укажите новый слой для объектов блока после его разрушения ...<значение по умолчанию>:

LT используется для управления типом линии объектов блока после его разрушения; при этом система инициирует дополнительный запрос:

Enter new linetype name for exploded objects <BYLAYER>:

Укажите новый тип линии для объектов блока после его разрушения ...<значение по умолчанию>:

I используется для присвоения исходных свойств объектам блока после его разрушения;

Е используется для разрушения блока.

Замечания

  1. Команда позволяет выбрать объекты как после, так и до ее задания.
  2. Нельзя расчленять блоки, абсолютные значения коэффициентов масштабирования которых по осям X и Y не равны.
  3. Параметр I применяется только для блоков, созданных на слое с именем 0, цвет и тип линий которых был установлен ByBlock.

6.2. Управление передачей объектов при помощи AutoCAD Design Center

Команда: ADCENTER

Назначение:

Обеспечение передачи блоков, внешних ссылок, слоев, типов линий и иных объектов между различными файлами чертежей.

Вызов команды:

Командная строка: ADCENTER

Выпадающее меню: Tools > AutoCAD Design Center

Инструментальная панель: Standart Toolbar > AutoCAD Design Center

Данная команда позволяет осуществлять передачу объектов между файлами AutoCAD при помощи специальной панели, отображаемой на экране (рис. 6.14). Панель имеет следующие элементы управления:

Рис. 6.14. AutoCAD Design Center

При помощи данной панели можно из произвольного файла, выбранного пользователем, переносить в текущий активный файл следующие объекты:

Следует отметить, что при передаче блоков в текущий файл передаются и слои, использованные при создании объектов, входящих в блок.

Освоение методов передачи данных не вызывает особых проблем и при . самостоятельном освоении данного средства займет у пользователя не более часа (естественно, при наличии файлов, из которых требуется передавать информацию).

6.3. Передача объектов между файлами и внутри файла через буфер обмена

Команда: CUTCLIP

Назначение:

Перенос объекта (объектов) в буфер обмена (Clipboard).

Вызов команды:

Командная строка: CUTCLIP

Выпадающее меню: Edit > Cut

Инструментальная панель: Standart Toolbar > Cut to Clipboard

При действии данной команды объект (или объекты) удаляются из файла чертежа (и, следовательно, с экрана) и помещаются в буфер обмена. Если в дальнейшем данный объект не вставить обратно, то при последующем сохранении файла данный объект (или объекты) будут утрачены. Команда генерирует запрос:

Select objects:

Укажите объекты:

Команда: COPYCLIP

Назначение:

Копирует объекты в буфер обмена, не удаляя их из чертежа.

Вызов команды:

Командная строка: COPYCLIP

Выпадающее меню: Edit > Сору

Инструментальная панель: Standart Toolbar > Copy

При выполнении данной команды копируемый объект остается на своем месте.

Команда генерирует запрос:

Select objects:

Укажите объекты:

 

Команда COPYBASE

Назначение:

Копирует объекты в буфер обмена с указанием точки привязки.

Вызов команды:

Командная строка: COPYBASE

Выпадающее меню: Edit > Copy with Base Point

После вызова команды следует запрос на указание точки привязки:

Specify base point: Укажите базовую точку:

после чего требуется указать эту точку. Точка привязки требуется в дальнейшем при вставке объекта из буфера. При копировании объекта через буфер без точки вставки место расположения скопированного объекта может оказаться совершенно произвольным, и в дальнейшем возникает необходимость переместить его в нужное место. После указания опорной точки появляется запрос на выбор объектов:

Select objects:

Укажите объекты:

 

Команда: COPYLINK

Назначение:

Сохранение образа экрана в буфер обмена.

Вызов команды:

Командная строка: COPYLINK

Выпадающее меню: Edit > Copy Link

Команда COPYLINK позволяет перенести образ экрана через буфер обмена в качестве объекта OLE, например, в документ Word. Вставка объектов, сохраненных подобным образом, из буфера в файл AutoCAD эквивалентна их копированию.

Команда: PASTECLIP

Назначение:

Вставка объекта из буфера обмена.

Вызов команды:

Командная строка: PASTECLIP

Выпадающее меню: Edit > Paste

Инструментальная панель: Standart Toolbar> Paste from Clipboard

Команда генерирует запрос точки вставки объектов:

Specify insertion point:

Укажите точку вставки:

Для удобства расположения вставляемого объекта точку вставки полезно учитывать при копировании объекта в буфер.

Команда: PASTEBLOCK

Назначение:

Вставка объекта из буфера обмена в виде блока. Вызов команды:

Командная строка: PASTEBLOCK

Выпадающее меню: Edit > Paste as Block

В прежних версиях AutoCAD применялась только такая вставка объекта из буфера. Команда генерирует запрос на указание точки вставки:

Specify insertion point: Укажите точку вставки:

Имя вставляемого блока присваивается самой программой и может быть совершенно неожиданным, например A$C5C130DDB.